Досократическая философия: Демокрит
Демокрит (470-380 до н. э.)
выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом.
Он отстаивает тезис о том, что
бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом.
Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину.
Многообразие форм объясняет многообразие явлений мира. Каждый атом объят
пустотой. Пустота (небытие) разделяет атомы (бытие).
Атомы (бытие) безразличны к
пустоте (небытию), и наоборот.
Важнейшим свойством атомов является движение.
Движение вечно.
Оно не имеет начала и не нуждается в какой-либо особой причине
для своего существования.
Движение возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы
изменяют направление движения. Качество вещей возникает в результате
взаимодействия атомов, а фиксируются качества органами чувств человека. Атомы
неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и
изменчив.
Мир вещей, как сам мир (космос), есть следствие комбинаторики движущихся атомов.
Одни миры гибнут, другие возникают, и наш мир один из многих. Атомисты
отождествляли причинность и необходимость, исключая возможность случайности. Для
них случайность объективна,
т. е. случайно то, причину чего мы не знаем.
Для древнегреческих философов
характерно
дуалистическое
противопоставление
двух начал: бытия и небытия - у Парменида,
атомов и пустоты - у Демокрита и т. д.
Т. е. это дуализм единого, неделимого,
неизменного, с одной стороны,
и делимого,
множественного, изменчивого - с другой.
Именно с помощью этих двух начал греческие
философы пытались
объяснить бытие мира и человека.
Помимо этого, отметим, что древнегреческие
мыслители были
космоцентристами: их
взор был направлен прежде всего на разгадку тайн
природы, космоса в целом, который они по большей части -
за исключением атомистов - мыслили как живое,
а некоторые - и как одушевленное целое.
Переход от изучения природы, от онтологических проблем к расссмотрению человека,
его жизни во всех многообразных проявлениях в древнегреческой
философии связан с деятельностью
софистов.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: