Своеобразие средневековой христианской философии. Патристика. Учение Августина
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V-XV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая философия в Западной Европе - это христианская философия - начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы - Афиногор, Теофил, Ириней, Юстин, Татиан и другие разрабатывали свои идеи во II в.
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сущности, космоцентрично, то средневековое -
теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не природа, космос, а сверхъестественное начало - Бог. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование и природы, и человека, и общества.
Представление о реальном существовании сверхъестественного заставляет смотреть под особым углом зрения на развитие и смысл истории, человеческие цели и ценности. Такая точка зрения на все происходящее в мире, подкрепленная в вероучении и практике, обретает статус главного принципа религиозно-философского теоретизирования -
супранатурализма, который влечет более частные установки: креационизм, теизм, провиденциализм и т.д.
Теоцетризм, как самая характерная черта христианского мировоззрения, пронизывает все части философской теории: учение о бытии - онтологию (здесь он раскрывается через креационизм), учение о человеке - антропологию (через принцип антропологизма), учение о познании - гносеологию (через принцип богоуподобления), учение об историческом развитии - эсхатологию (через принцип провиденциализма и эсхатологизма). Дадим краткую характеристику этих основных моментов христианского воззрения.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: