Учение Августина (2)
Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме
вечности и времени. Естественно возникал вопрос: что же, выходит Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? «Что же такое время?» - спрашивал Августин и отвечал: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». В результате Августин пришел к выводу: время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Вот удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения.
В этом гениально простом философском определении такого тонкого феномена, как время, Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна. Стремясь установить соотношение настоящего, прошлого и будущего, Августин пришел к гениальной идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования (прошедшее обязано существованием нашей памяти, будущее - нашей надежде); действительное существование присуще только настоящему. Характерная черта настоящего - стремительность его течения: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Какая поразительная тонкость мысли у великого философа, ведь свою концепцию он нередко именует
релятивистской теорией времени.
Вечность же мыслится философом так: в мире мыслей-идей Бога все есть раз и навсегда - статичная вечность неотделима от Бога. «Вечность же только есть, она ни была, как будто ее уже нет, ни будет, как будто доселе ее еще не существует».
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: