Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Учение Августина (3)

Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали Его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему всеблагой Бог допускает зло? Мимо вопросов о добре и зле не мог пройти ни один религиозный философ, включая, конечно, и Августина. Он доказывал, что все сотворенное в той или иной мере причастно к абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном мире определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. А зло есть лишь отсутствие добра, подобно тому, как болезнь - отсутствие здоровья. Кроме того, зло можно рассматривать как необходимую ступень к добру. Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и божественном предопределении. Суть этого учения в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Эту позицию, которую можно назвать религиозным фатализмом Августин отстаивал в ожесточенной полемике с одним из церковных писателей - Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных нравственных усилий. Критикуя скептицизм, Августин утверждал, что без знания истины невозможно и знание «истиноподобное». По мысли Августина, наиболее достоверное знание - это знание человека о своем собственном бытии и сознании. Эта же мысль изложена им и другими словами: «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину...» Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек имеет о доступных пониманию и разуму предметах, хотя и малое, однако совершенно достоверное знание, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин подарил в века афоризм: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им». Разум, по августину, есть взор души, которым она, без помощи тела, созерцает истинное. «Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа... отделиться [от разума] никак не может.» Августин рассматривает разум как очень важную функцию души: «Я полагаю, что душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может через них познать что-нибудь. К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум: по отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела - разум». Августин подчеркивал пользу доверия авторитету для постижения истины. Размышляя о социальной реальности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей есть неизбежное явление социальной жизни. Опираясь на одну из основных христианских идей - идею принципиального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), Августин призывает их к тому, чтобы жить в мире. Осмысление судеб человечества составляет философию истории Августина. В книгах «О граде Божием» Августин предполагает два «града» в историческом процессе: с одной стороны, светское государство - царство зла, греха, а с другой - христианскую церковь - царство Божие на земле. Эти два града развиваются параллельно и в конце концов граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

Страниц в этом вопросе: 6
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] - [6] -


Реклама: