Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Проблемы метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени: Эмпиризм новой философии, его эволюция (1)

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения продемонстрировал дерзания человеческого разума. Философия Нового времени утвердила его автономию и признала его основой поведения и познавательной активности человека. Это выдвинуло в качестве первостепенной философской задачи обоснование адекватного метода познания природы и исследование природы человеческого разума. Основоположник методологии познания мира - Фрэнсис Бэкон (1561-1626), последний философ эпохи Возрождения и первый мыслитель Нового времени. Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон наук», «О началах и истоках», «Новая Атлантида». Схоласты средневековья видели истину в Боге и искали в книгах прошлого, пантеизм Возрождения усматривал истину в Боге и искал в мире, а Бэкон видел истину в мире и ориентировал искать в природе. В сочинении «Новый Органон наук, или Истинные указания для истолкования природы» Бэкон провозгласил принцип эмпиризма как основы познания и разработал индуктивный метод. Суть индуктивного метода заключается в получении общего знания о мире путём изучения многообразия явлений и процессов. Бэкон полагал, что индукция является оптимальным методом познания. Не от частного к общему, а от целого к части, и исследование части в направлении целого через отбор и исключение случайностей. Бэкон назвал три типа исследователей. Рационалист - «паук»: создаётся ажурная ткань доказательств, часто не только бесполезная, но подчас и беспомощная из-за ложного основания. Эмпирик - «муравей»: собирается всё, что попадается на пути. Индукционист - «пчела»: информация («нектар») собирается и перерабатывается в истину («мёд»). Исследователю препятствуют обрести истину четыре гносеологических призрака, «идола». «Идол рода» присущ природе человека: восприятие покоится на аналогии человека, а не аналогии мира. «Идол пещеры» дополняет предыдущий: индивидуальные потребности и интересы редактируют познавательные усилия и оценки, человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. «Идол площади» порождается речевым общением людей и стереотипами, слова говорят не о том, что есть вещь, а о том, какое она имеет значение для людей. «Идол театра» порождается слепой верой в авторитеты и их доктрины. К крыльям ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к фактам. История опирается на память, поэзия - на воображение, а «естественная» философия - на опыт и рассудок. Бэкон переоценивал опытное знание и недооценивал теоретическое знание. Взгляды Бэкона на методологию и гносеологию новой философии воспринимал Томас Гоббс (1588-1674), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Его перу принадлежит и знаменитый трактат «Левиафан». Гоббс заявил, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения». Восприятие мира на уровне знания фактов вполне достаточно для обыденной жизни, но недостаточно для научного знания, где место практики занимает теория. Развив методологию, Гоббс отклонился от бэконовского эмпиризма и приблизился к рационализму. За образец теоретического знания он принял математику (геометрию и арифметику). Истины математического знания (физика, прикладная математика) Гоббс увязывал не с непосредственным чувственным опытом, а со словами языка. Язык есть разновидность опыта, закрепляющая мысли по поводу ощущения и обеспечивающая обмен ими. Первостепенной задачей методологии является умение составлять точные определения, исключающие амбивалентность (противоречивость). Гоббс полагал, что реальность мира представлена исключительно единичными вещами. Отрицание онтологического статуса общего привело Гоббса и к отрицанию объективности содержания знания: «Истина - свойство не вещей, а суждений о них», - а этот номинализм обеспечил путь к конвенционализму. Последний всё же связан с реальностью, ибо за словом-знаком стоит чувственная деятельность. Пытаясь соединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему, Гоббс прибег к анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу, обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом. Доминирующую роль он отвёл анализу: «целое и совокупность всех его частей идентичны». В этом проявился механицизм методологии Гоббса. Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества и исключает то, что составляет предмет веры. Причём на пассивное восприятие предметной реальности на уровне феномена, сущность которой сохраняет свою тайну.

Страниц в этом вопросе: 5
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] -


Реклама: