Проблемы метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени: Эмпиризм новой философии, его эволюция (1)
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения продемонстрировал дерзания человеческого разума.
Философия Нового времени утвердила его автономию и признала его основой поведения и познавательной
активности человека. Это выдвинуло в качестве первостепенной философской задачи обоснование
адекватного метода познания природы и исследование природы человеческого разума.
Основоположник методологии познания мира - Фрэнсис Бэкон (1561-1626), последний философ эпохи
Возрождения и первый мыслитель Нового времени. Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и
приумножении наук», «Новый Органон наук», «О началах и истоках», «Новая Атлантида». Схоласты
средневековья видели истину в Боге и искали в книгах прошлого, пантеизм Возрождения усматривал
истину в Боге и искал в мире, а Бэкон видел истину в мире и ориентировал искать в природе.
В сочинении «Новый Органон наук, или Истинные указания для истолкования природы» Бэкон
провозгласил принцип эмпиризма как основы познания и разработал индуктивный метод. Суть
индуктивного метода заключается в получении общего знания о мире путём изучения многообразия явлений
и процессов. Бэкон полагал, что индукция является оптимальным методом познания. Не от частного к
общему, а от целого к части, и исследование части в направлении целого через отбор и исключение
случайностей. Бэкон назвал три типа исследователей. Рационалист - «паук»: создаётся ажурная
ткань доказательств, часто не только бесполезная, но подчас и беспомощная из-за ложного основания.
Эмпирик - «муравей»: собирается всё, что попадается на пути. Индукционист - «пчела»:
информация («нектар») собирается и перерабатывается в истину («мёд»).
Исследователю препятствуют обрести истину четыре гносеологических призрака, «идола». «Идол
рода» присущ природе человека: восприятие покоится на аналогии человека, а не аналогии мира. «Идол
пещеры» дополняет предыдущий: индивидуальные потребности и интересы редактируют познавательные
усилия и оценки, человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. «Идол площади»
порождается речевым общением людей и стереотипами, слова говорят не о том, что есть вещь, а о том,
какое она имеет значение для людей. «Идол театра» порождается слепой верой в авторитеты и их
доктрины. К крыльям ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к фактам. История опирается
на память, поэзия - на воображение, а «естественная» философия - на опыт и рассудок.
Бэкон переоценивал опытное знание и недооценивал теоретическое знание.
Взгляды Бэкона на методологию и гносеологию новой философии воспринимал Томас Гоббс (1588-1674),
автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Его перу принадлежит и знаменитый
трактат «Левиафан».
Гоббс заявил, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено
первоначально, целиком или частично в органах ощущения». Восприятие мира на уровне знания фактов
вполне достаточно для обыденной жизни, но недостаточно для научного знания, где место практики
занимает теория.
Развив методологию, Гоббс отклонился от бэконовского эмпиризма и приблизился к рационализму. За
образец теоретического знания он принял математику (геометрию и арифметику). Истины математического
знания (физика, прикладная математика) Гоббс увязывал не с непосредственным чувственным опытом, а со
словами языка. Язык есть разновидность опыта, закрепляющая мысли по поводу ощущения и
обеспечивающая обмен ими. Первостепенной задачей методологии является умение составлять точные
определения, исключающие амбивалентность (противоречивость).
Гоббс полагал, что реальность мира представлена исключительно единичными вещами. Отрицание
онтологического статуса общего привело Гоббса и к отрицанию объективности содержания знания:
«Истина - свойство не вещей, а суждений о них», - а этот номинализм обеспечил путь к
конвенционализму. Последний всё же связан с реальностью, ибо за словом-знаком стоит чувственная
деятельность. Пытаясь соединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему,
Гоббс прибег к анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу,
обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом. Доминирующую роль он отвёл анализу: «целое
и совокупность всех его частей идентичны». В этом проявился механицизм методологии Гоббса.
Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества и исключает то, что составляет
предмет веры. Причём на пассивное восприятие предметной реальности на уровне феномена, сущность
которой сохраняет свою тайну.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: