Проблемы метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени: Становление и развитие рационализма (2)
В рационалистическую методологию внёс определённый вклад и Барух Спиноза (1632-1677). В
философском трактате «Этика» Спиноза призвал различать два класса идей. Одни возникают в
воображении и связаны с чувствами. Другие являются принадлежностью разума. Чувственные идеи
субъективны, но не ложны, ибо отражают объективную природу вещей. Но частичная истина не может
претендовать на абсолютную достоверность. Ценность этих идей состоит в том, что они позволяют
констатировать факт явления, не раскрывая его сущность. Сущность раскрывается в идеях, которые
являются принадлежностью разума. Интуиция вскрывает сущность вещей. Из сущности выводятся свойства.
Взаимопроникновения интуиции и дедукции проявляются в общих понятиях, без которых нельзя получить
рационально достоверное знание. Идеи второго класса имеют достоверный характер не только в отношении
к уму, но и в отношении к объективному миру. Достоверность идей делает природу и мир познаваемыми.
Такую позицию можно определить как панлогизм - абсолютизацию интуитивно-аналитических идей и
недооценку чувственного знания. Предельно общей идеей является идея актуальной бесконечности.
Ясность её интуитивна. Отталкиваясь от неё, можно уяснить сущность всей природы, понять, что природа
сама себе причина.
Ещё один шаг на пути развития рационализма сделал Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716),
учёный-энциклопедист и незаурядный философ. Если Декарт практически декларировал рационализм, то
Лейбниц его анализировал и обосновывал. Первичные истины он проверял с позиции логических законов
тождества и противоречия. Полученные истины не выражают все существующее, но позволяют выяснить
возможное и непротиворечивое. Рационализм Лейбница не игнорировал опыт. Истины опыта философ
определял как истины факта. Они подлежат научному осмыслению на основании закона достаточного
основания, служащего базой принципа причинности (каузальности). Важно исследование степени
вероятности истины факта, природа которого, как правило, случайна. Ценность истины факта имеет
сугубо практическое значение и уступает истинам разума, ценность которых определяется как законом
достаточного основания, так и законом достаточного обоснования.
Выработанная в философии Нового времени методология многое объясняла, оставляя открытым вопрос об
источнике знания. Эмпиристы и рационалисты субъектом познания считали отдельного человека, который
не берёт общие идеи в индивидуальном опыте, а усваивает в готовом виде через язык в детстве.
Эти идеи предшествуют индивидуальному опыту, формируют его. Представители рационализма, не принимая
во внимание фактор социальной природы человеческого познания, сделали вывод, что в уме имеются
врождённые идеи (Декарт). Для согласования их с действительностью принимался постулат о совпадении
идей и вещей (Спиноза) и развивалось учение о предустановленной богом гармонии (Лейбниц). Это
приводит к онтологическим проблемам.
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: