Проблемы метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени: Эмпиризм новой философии, его эволюция (2)
Систематизатором эмпиризма в философии Нового времени выступил Джон Локк (1632-1704), написавший
«Опыт о человеческом разумении», «Письма о веротерпимости», «Разумность христианства», «Два
трактата о государственном правлении», «Некоторые мысли о воспитании». В методологии Бэкона и
Гоббса позиция сенсуализма только угадывалась. В философии Локка сенсуализм стал стержнем эмпиризма.
Это позволило эмпиризм противопоставить рационализму. В трактате «Опыт о человеческом разумении»
Локк утверждал, что чувства являются единственным источником знания. Душа человека при рождении -
«чистая доска», нет никаких врождённых идей, существование которых отстаивала концепция
рационализма. Вместе с этим Локк разделил опыт на внешний (ощущения внешнего мира) и внутренний
(рефлексия, наблюдение своих внутренних переживаний). Последний способен порождать идеи, не имеющие
отношения к внешнему опыту. Аналогично качества делятся на первичные и вторичные.
Действительными качествами признавались только первичные качества, открываемые во внешнем опыте. Это
протяжённость, фигура, движение. Вторичные качества (цвет, вкус, запах) не имеют объективного
содержания, они суть принадлежность субъекта, но не его иллюзия.
В 18 веке английская буржуазия закрепила экономическое господство. Появилась необходимость
реанимировать религию, но не в статусе самоценности с претензией на власть, а в качестве средства
политической власти. И эту задачу можно было решить только на базе идеализма, который стал
доминировать в её мировоззрении.
Первую попытку осуществить защиту религии от материализма сделал английский философ Джордж Беркли
(1685-1753). В сочинениях «Трактат о принципах человеческого знания» и «Три разговора между
Гиласом и Филонусом» Беркли выступал против материализма и атеизма. Задачу дискредитации
материализма Беркли решил в рамках сенсуализма Локка, Он устранил непоследовательность Локка в
учении о первичных и вторичных качествах. Все качества носят субъективный характер, ибо
существуют только в нашем сознании. Беркли шёл по пути превращения материалистического
сенсуализма в гносеологию феноменализма, согласно которой познание имеет дело не с объектами,
существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью ощущений. Заявив, что вещь - это
комплекс наших ощущений, Беркли открыл первую страницу субъективного идеализма в философии Нового
времени. Лишая ощущения объективного содержания, Беркли пришёл к положению: «существовать -
значит быть воспринимаемым». Это солипсизм: существуют только «я» и мои ощущения. Окружающий мир
существует как сумма «идей», но в уме не человека, а в уме Бога. Эта идея позволяет
объективизировать идеализм Беркли. Материя - призрак пустого имени. Атеисту он нужен для
обоснования безбожия, а некоторым философам как повод для пустословия. Беркли считал, что душа не
доступна познанию.
Философия Беркли своей экстравагантностью шокировала обывателя. Последователь Беркли Давид Юм
(1711-1776) придал идеализму более приемлемый, респектабельный вид. Он написал «Трактат о
человеческой природе», «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах
морали», «Диалоги о естественной религии». Вопрос об источнике знаний Юм решал с позиции
сенсуализма. В отличие от Локка, считавшего, что опыт является результатом воздействия независимых
внешних объектов на органы чувств, и Беркли, для которого идеи-ощущения и есть сама реальность, Юм
декларировал скептическую позицию, утверждая проблематический характер внешних объектов, действующих
на чувства. Опыт - это психические состояния. Чем они вызваны, каков их источник, откуда
происходят идеи, неизвестно. Человеческий мир - это совокупность ощущений, а что за их
пределами - неизвестно. Вопрос о реальности и адекватности познания мира принципиально нерешаем.
Юм не только скептик, но и агностик. Выход из солипсизма Юм нашёл в вере. Сведя опыт к психическим
переживаниям, Юм заложил основания феноменализма, согласно которому наука должна ограничиваться
описанием явлений и не проникать в их сущность.
Эмпиризм не решил проблемы происхождения всеобщих идей. Рассел: «Юм развил эмпирическую философию
Локка и Беркли до её логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал её
неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии
его взглядов дальше идти невозможно».
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: