Проблемы метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени: Становление и развитие рационализма (1)
Основными представителями рационализма в философии Нового времени были Рене Декарт, Блез
Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм более тесно связан со средневековой традицией,
чем эмпиризм, так как его философские системы по форме представляют умозрительные абстракции. Но в
отличие от схоластики рационализм ориентирован на методологические и гносеологические проблемы. Его
представители - это в основном крупнейшие учёные своего времени в области математики и физики. Для
них характерно построение универсальных систем, основанных на очевидных принципах, из которых
методом рассуждений выводилось знание о мире в целом.
Основателем рационализма в философии Нового времени по праву считается французский философ Рене
Декарт (1596-1650). Знакомство с его сочинениями «Правила для руководства ума», «Рассуждение о
методе», «Размышление о новой философии» свидетельствует, что вопрос о постижении истины и
получения знания о мире Декарт решал на принципиально иных позициях, чем представители философии
эмпиризма. Чувства иногда обманывают, значит, чувственные данные не могут быть приняты в качестве
исходного принципа философствования. Не являются абсолютно очевидными и математические знания. Они
требуют доказательства.
Познание должно начинаться с поиска первоначала. И на этом пути следует отбросить предрассудки и
похоронить необоснованные авторитеты. Всё должно пройти проверку разумом и быть обосновано.
Оптимальным методом познания Декарт считал дедукцию (с латинского - выведение) - восхождение от
очевидных общих и простых идей к идеям сложным, - образцом которой является ход математического
доказательства от аксиомы к теореме. Возник вопрос о том, что является первоначалом познания,
которое должно характеризоваться ясностью и самоочевидностью. По Декарту, это первоначало
обеспечивается интуицией, которая есть «прочное понятие ясного и внимательного ума». Декарт
обратил внимание исследователя на необходимость соблюдать определённые правила: считать истинным
очевидное, разделять сложные проблемы на простые, мыслить двигаясь от простого к сложному, учитывать
пройденные этапы познания. Рационалистический метод Декарта не исключает значение опытного
фактора, а сводит его роль к практическому индикатору, выявляющему эффективность рационального
метода.
Интуиция может привести к заблуждению, поэтому Декарт ввёл принцип сомнения. В качестве исходного
пункта познания он принимал индивидуальный акт мышления. «Я сомневаюсь во всём, кроме того, что я
существую». «Я мыслю, следовательно, я существую». С точки зрения Декарта, истинность исходного
пункта познания гарантирована Богом. Важно рассмотрение вещей не самих по себе, а в отношении к
интеллекту, воссоздание вещей мысленно с помощью дедукции. Познание должно быть направлено не
от бытия к истине, а от истины к бытию. Истина - не соответствие знания бытию, а модель для
создания бытия.
Начала, или принципы, природы Декарт перенёс из объективного мира в человеческий разум. Это
позволило исключить природное неравенство вещей и применить к их познанию количественную
характеристику, математические методы. Философия Декарта выступила методологическим основанием
математизации естествознания.
Рационалистический метод Декарта получил развитие в философии Блеза Паскаля (1623-1662), хотя он и
был оппонентом Декарта по ряду вопросов. В сочинении «Мысли» Паскаль разделил науки по предмету и
способу его познания. «Исторические» науки: история, география, юриспруденция, языкознание,
теология, - имеют дело с фактами преемственности поколений, в них доминирует авторитет, а научных
приёмы, системы разумных доказательств неприменимы.
Другие науки: геометрия, арифметика, физика, химия, архитектура, медицина, музыка, - опираются на
опыт и умозаключение, значение авторитета в них минимально. В этих науках торжествует
аксиоматико-дедуктивный метод познания, с помощью которого можно получить истины, которые невозможно
обрести в опыте. Суть его составляет доказательность. Она предполагает наличие «первичных
терминов-аксиом», имеющих наивысшую очевидность. Эти понятия и есть продукт декартовской интуиции.
Паскаль уточнил Декарта: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. В нас заложено понятие
истины». Интуиция Декарта подверглась сенсуализации и даже иррационализации.
Достоверное знание распространяется лишь на сферу повседневной деятельности. За её пределами любое
решение проблемы познания невозможно вне соотношения бесконечного и конечного. Бесконечность Паскаль
мыслит, в духе Кузанского, как Бога. Она непознаваема. Срединное положение человека между конечным и
бесконечным делает его истины относительными, ибо «он улавливает лишь видимость явлений, не будучи
способным познать ни их начало, ни их конец».
Страниц в этом вопросе: 5
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
Реклама: