Принципы в стратегии развития мира
Какие же принципы должны быть положены в основание новой стратегии развития
мира?
Во-первых, развитие мира должно быть ориентировано не на человеческие
потребности и их удовлетворение, а на совершенствование внутренних качеств
человека.
Во-вторых, пришло время «цивилизации» разума. Разум без блага и мудрости, не
соотнесенный с нравственными основаниями человеческого бытия, его
общечеловеческими ценностями, может быть только силой разрушения, а не силой
созидания.
В-третьих, пришло время осознания человеком своей
сродности с природой,
а стало
быть, и осознания ответственности каждого человека за все живое на земле,
осознание не только своей зависимости от природы, но и зависимости природы как
от общества, так и от отдельно взятого человека.
Это
не абстрактные
заповеди или
нравственные проповеди,
а единственное
условие выживания
человека и природы.
Необходимость разрешения глобальных проблем диктует отказ от групповых,
национальных и региональных интересов, переход к общечеловеческим интересам.
Последние свидетельствуют о том, что род человеческий имеет с природой единое
основание. Технологический принцип мышления должен
уступить место биосферному, а
в перспективе ноосферному, ориентированному на
восстановление разорванного цикла
оборота вещества и энергии биосферы, обеспечение
биологической стабильности и
ноосферного равновесия.
Ноосфера замыкает цепь трех эволюционных потоков:
биологического, социального и
космического - и требует от человека и общества руководствоваться в своем
отношении с миром принципом коэволюции.
Суть принципа коэволюции состоит в устранении ложного дуализма общества и
природы, в обеспечении их монистического развития с учетом требований
ноосферного императива. Речь идет о становлении новой парадигмы развития
общества, способной не только диагностировать состояние
глобальных проблем, но и
решать их на принципиально иных основаниях, отличающихся от тех, которыми
располагает техногенная цивилизация.
Похоже, что конец XX века знаменует становление планетарной
этики с ее принципом
личной ответственности за все живое и отказом от идеи антропоцентризма, которая
так ярко была выражена античным мыслителем Протагором в его знаменитом тезисе
«Человек есть мера всех вещей».
Сегодняшний день настоятельно требует вместо
этого тезиса заявить новый:
«Жизнь есть мера всех вещей».
С позиции этого нового
тезиса и следует рассматривать самоценность любого произведения природы.
Планетарная этика настоятельно требует перестройки
сознания в сторону избавления
от вольного или невольного высокомерия по отношению к природе. Возможно, эта
позиция покажется слишком императивной, но она несет в себе момент истины.
Отношение человека к миру оборачивается отношением мира к человеку. Уничтожая
природу, человек уничтожает себя.
На рубеже XXI в. человечество должно решить для себя дилемму: совершить
самоубийство или жить, не забывая, что природа и род человеческий имеют единое
основание, а общество в целом представляет собой противоречивый, но целостный и
взаимосвязанный мир.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: