Глобальные проблемы
Глобальные проблемы возникли не сами по себе. Они, как результат антропогенной
деятельности, свидетельствуют, что у человека хватило ловкости
«похитить огонь у
богов», но не хватило мудрости, чтобы использовать его на благо. Техническое
могущество без мудрости сделало человека предельно опасным существом, ибо он
владеет силой, не имея представления о границах и возможностях ее применения.
Похоже, что человек так до сих пор и не уяснил, что уничтожая природу, он
уничтожает самого себя и вплотную подошел к дилемме:
изменить свое поведение или
исчезнуть с лица земли.
Для того чтобы измениться, он должен обрести полную меру человеческого: стыда и
совести, долга и сострадания, проникнуться
«почтением к бытию», «благоговением
перед жизнью».
В античном мире человек в своем стремлении слиться с космосом жил по принципу
«здесь и только сейчас»,
полагая, что прошлого уже нет, а будущего еще нет.
Такая установка на жизнь не имела перспективы, хотя
в некоторых отношениях люди
классической духовности ушли далеко вперед по
сравнению с людьми конца XX века.
Античное общество уступает место средневековой
действительности, ориентированной
на лучшую жизнь в... потустороннем мире.
И все же это был заметный шаг вперед.
Человек получает духовное измерение своей
сущности, обретает стратегический'
ориентир, по которому выверяет
направленность своей жизни, характер своей
активности.
Эпоха Возрождения властно заявляет о земном предназначении человека, о свободе
выбора своего будущего. Правда, потом оказалось, что этот выбор оказался без
выбора. Возрождение, как эпоха первоначального накопления капитала, включила
механизм социально-экономического отчуждения. Частная собственность из системы
обеспечения суверенитета граждан, основы их самовыражения превратилась в систему
самообеспечения. Господство частной собственности на средства производства
обусловило фетишизацию товара, денег и капитала. В этих условиях человек
превращается в предмет купли-продажи. Его жизнь становится псевдожизнью. Все
богатство человека, его неповторимая уникальность сводятся к сумме знаний,
навыков и предрасположенности выполнять определенную работу. В этих условиях
человек превращается в функцию общественного производства. Его жизнь
сопровождается набором таких форм психологического переживания отчуждения, как
бессмысленность и бессилие, дезорганизация и ощущение одиночества; неприятие
ключевых общественных ценностей и использование социально неодобряемых средств;
самоотстраненность, псевдосубъективность и мучительное состояние постороннего.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: