Прочее
Объем представленного текста и его методологическая направленность не позволяют
расшифровать и подробно описать каждое состояние этого
«джентльменского набора».
Читатель, попробуйте это сделать самостоятельно, смоделировав то или иное
состояние и замкнув его на себя. Вы убедитесь, что каждый компонент этого
«набора» ставит под сомнение нормальное существование человека, его перспективу.
Только потеря смысла жизни «выключает»
человека из человеческого бытия, обрекает
его быть кем угодно, но человеком. В условиях одномерности, пребывая в статусе
общественной функции, человек очень быстро превращается в «выгоревшую свечу».
Отчуждение становится реальностью там, где посредник жизнедеятельности человека
из системы его обеспечения превращается в систему самообеспечения,
персонифицируя наличные общественные отношения и превращая человека в объект
манипулирования.
Можно ли если не ликвидировать,
то хотя бы ослабить тот или иной вид отчуждения,
ту или иную форму переживания, или это вечное проклятие -
судьба человека?
Отчуждение - закономерность общества на определенном этапе его развития. Оно
имеет объективную обусловленность. Стало быть, ставить вопрос об устранении
закономерности некорректно, но можно ставить вопрос о ликвидации форм ее
проявления как в массовом, так и в индивидуальном порядке. Этот вывод
подтверждается примерами сохранения своего «Я» даже в условиях тотального
отчуждения человека от собственности, от власти и от культуры. Чтобы
эти примеры
носили характер массового явления,
люди должны принять новые основания культуры.
Мир нуждается не в культуре противостояния («Я» и «не-Я»),
не в войне всех против
всех, не в физической борьбе за существование в условиях,
где «человек человеку - волк»,
а в культуре диалога, взаимопонимания, взаимоприятия личности и
общества, общества и природы в системе «природа-человек-общество».
Только устранив экспансию общества по отношению к природе, которая оборачивается
экспансией по отношению к человеку, обеспечив гармонию между индивидуальной
добродетелью и общественной справедливостью, общество обеспечит условия
устранения одиозных форм отчуждения, и тогда человек обретет свою целостность,
станет миром в мире, заявит о себе в системе «микрокосмос-макрокосмос».
Не менее актуальна и проблема
самоотчуждения человека.
Она имеет место там, где
конкретный человек в рамках своего мировоззрения адаптирует чуждые ему ценности.
Соединение неполноты знаний о мире и о себе с ложным ценностным эталоном
приводит к принятию не идеала, а идола и тех средств его осуществления, которые
формируют особую психологическую установку на отношение к миру. В ходе
осуществления этого отношения человек выражает не себя, а отстаивает и
утверждает не просто чужие, а подчас и чуждые принципы, прямо или опосредованно
разрушающие личность этого человека.
Условия самоотчуждения возникают в случае, когда индивид лишен своего прошлого,
когда он не имеет возможности выявить и реализовать ценности своей семьи, своего
этноса, наконец, общечеловеческие ценности. Преодолима ли эта форма отчуждения?
Да, если индивид овладеет накопленными знаниями, навыками, ценностями, помня о
том, что каждый человек - связующее звено в эстафете поколений, живая связь
между прошлым и будущим человечества.
Античный философ Демокрит рассматривал образование как украшение для счастливых
и убежище для несчастных, ибо знания помогают даже зло превратить в добро.
«Глубокая вода таит опасность утонуть.
Но этой опасности можно избежать,
научившись плавать», - говорил он.
Источником страданий, дискомфорта являются неопределенность,
незнание или ложные
знания и квазиценности. Снятие неопределенности через действительное знание и
подлинные ценности обеспечивает реальное спокойствие и счастье, разрывает
порочный круг самоотчуждения, возвращает человеку его самоценность.
Главная цель образования - освоить
меру истинной полезности, ибо счастлив не
тот, кто имеет много, а тот, кто знает много.
Реальная способность к
самопознанию,
саморазвитию и самосовершенствованию -
это своеобразный иммунитет
против самоотчуждения, это один из
факторов сохранения своего «Я» даже в
условиях тотального отчуждения.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: