Тенденции
С точки зрения социокультурного подхода современный мир представляет
многообразие стран, народов и государств. Это своеобразная мозаика миров в мире.
Они сосуществуют в едином физическом пространстве и времени.
В социально-экономическом и социально-политическом плане
их интересы иногда пересекаются, но
в целом они сохраняют свою духовную «экстерриториальность».
На уровне культурной взаимосвязи прослеживаются две тенденции:
(а) диалог
культур, в процессе которого не только происходит
сближение, но имеют место и
факты культурной экспансии;
(б) культурная герметичность, закрытость, как
правило, на базе религиозного или
национального фундаментализма.
Вторая тенденция не только несет в себе возможность сохранить культуру
конкретного бытия, но таит в себе и опасность культурного разобщения; обрыв
горизонтальных аспектов преемственности открывает дорогу к культурному, а затем
и политическому противостоянию. Примером последнего в недавнем прошлом были
концепции европоцентризма, а в настоящем - теория негритюда и так называемый
исламский фундаментализм. Последний начинал с идеи панисламизма (единства всех
мусульман) и исламского ренессанса (возвращения к традиционным ценностям
мусульманской культуры и отказа от диалога и преемственности с европейской
культурой), а закончил сомнением в целесообразности норм международного права,
что на практике означает их непризнание, а подчас и нарушение (попрание).
Проблема Запада и Востока, проблема диалога культур - это еще одна проблема на
рубеже XXI в., которая требует мудрого и взвешенного решения с полным чувством
ответственности за мир на Земле.
С точки зрения социально-политического подхода современный мир также
характеризуется взаимосвязью, увы, далекой от целостности и гармоничности.
Неравномерность экономического развития, деление на "богатые" и "бедные"
государства порождают национальный и религиозный эгоизм, раскалывают мир на
военные блоки и политические союзы. И эта реальная проблема на рубеже XXI в.
также требует своего мудрого решения на основе осознания дилеммы "быть или не
быть?" и решения ее в пользу "быть".
Десятки тысяч лет длился процесс эволюции человечества. XX век вошел в историю
человечества как динамическая эра, для которой характерны:
(а) усложнение
социальной реальности, что находит свое выражение
в неуклонном восхождении человечества от низших форм социальной организации к
высшим; (б) возрастание темпов развития. Иными словами, ускорение ритма истории,
обусловленное информационным бумом; (в) самопознание и самосовершенствование
человека, что находит свое выражение в успехах теории и практики института
мозга, биотехнологии и генной инженерии; (г) информационная и биологическая
революция.
И при всем этом сохраняется загадка человеческого «Я» и его сознания. Он
продолжает вопрошать: что принесет нам день грядущий?
Будет ли это звездный час
или его последний миг?
В постановке этих вопросов виноваты не обстоятельства, а сам человек.
Кардинально изменилось положение человека на Земле. Пройдя длительный путь
эволюции, современный человек превратил планету в свою безраздельную империю.
Судьба всех имеющихся форм жизни находится в прямой зависимости от того, что
делает или чего не делает человек. Он стал челом века.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: