Философия Аристотеля (2)
Сущность у Аристотеля -
это единичное, обладающее самостоятельностью,
в отличие от его состояний и отношений,
которые являются изменчивыми и зависят от времени,
места, от связей с другими сущностями и т. д.
Именно сущность может быть выражена в понятии и
является предметом строгого знания - науки.
Аристотель стремился познать сущность вещей через
их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится
отношение общего к частному.
Он создал первую в истории систему логики -
силлогистику,
главную задачу которой усматривал в установлении правил,
позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок.
Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях
и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного.
Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков
служила главным средством научного доказательства.
Вопрос о том, что такое
бытие,
Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний
о бытии.
«Высказывание» по-гречески - «категория».
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так
или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию
стоит аристотелевская категория
сущности
(поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием).
Все остальные категории -
качества, количества, отношения, места, времени,
действия, страдания, состояния, обладания -
соотносятся с бытием через категорию сущности.
Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?»
Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы,
согласно Аристотелю, даем ей определение,
получаем понятие вещи. Остальные девять
категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» -
и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты.
О сущности, таким образом, высказываются все категории,
но она сама ни о чем не высказывается:
она есть нечто самостоятельное, существующее само по
себе, безотносительно к другому.
Для логики Аристотеля характерно убеждение
в том, что сущность первичнее различных отношений.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: