О материи в понимании Платона и Аристотеля
Впервые понятие
материи (
hyle) было введено Платоном,
который хотел с его помощью пояснить причину многообразия
чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и
тождественное себе, если она определяется через «единое»,
то материю он мыслит как «начало иного» -
изменчивого, текучего, непостоянного. Именно в этом своем качестве
она и служит для Платона принципом чувственного мира.
Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема,
вещи и явления мира «становления» не могут сделаться предметом
научного знания как раз в силу их материальности.
В этом смысле в ранних диалогах Платона материя
отождествляется с небытием.
В более позднем диалоге «Тимей» Платон уподобляет
материю лишенному качеств субстрату (материалу),
из которого могут быть образованы тела любой величины
и очертаний, подобно тому как самые разные формы
могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует
здесь материю «восприемницей и кормилицей всего сущего».
Платон полагает, что материя может принять любую форму
именно потому, что сама она совершенно бесформенна,
неопределённа, есть как бы только возможность,
а не действительность. Понятую таким образом материю
Платон отождествляет с пространством, в котором заключена возможность
любых геометрических фигур.
Не принимая платоновского отождествления материи и пространства,
Аристотель в то же время рассматривает материю как
возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникало
что-то действительное, материю должна ограничить форма,
которая и превращает нечто лишь потенциальное в
актуально сущее. Так, например, если мы возьмем
медный шар, то материей для него, говорит Аристотель,
будет медь, а формой - шарообразность; по отношению к живому
существу материей является его телесный состав,
а формой - душа, которая и обеспечивает единство
и целостность всех его телесных частей. Форма,
согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни
и деятельности, тогда как материя - начало пассивное.
Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого
единства и определенности, форма же есть нечто неделимое
и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. Вводя
понятия материи и формы, Аристотель делит сущности на
низшие (те, что состоят из материи и формы), каковы все существа
чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель
считает чистую (лишенную материи) форму - вечный двигатель,
который служит источником движения и жизни всего космического целого.
Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных субстанций,
определяемая чистой формой (вечным двигателем),
составляющей причину и конечную цель всего сущего.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: