Политика Аристотеля
Аристотель, однако, как и Платон, считал государство
не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции
общественной жизни с помощью законов.
Высшая цель государства, согласно Аристотелю,
состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель -
условие и гарантия счастья, то соответственно жизни счастливой.
Не случайно греческий философ определял человека как общественное
животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой
предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут
формироваться, воспитываться как нравственные существа.
Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь
в справедливом государстве: с одной стороны, подлинная справедливость,
наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека
и способствуют развитию в нем благородных задатков,
а с другой - «целью государства является
благая жизнь... само же государство представляет собой общение родов
и селений ради достижения совершенного самодовлеющего
существования»,
наилучшей жизни, которая, по Аристотелю,
предполагает не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником
среднего материального достатка, когда в обществе нет ни
бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь
соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели,
к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие,
самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.
Предпосылка политических концепций античных философов -
признание законности и необходимости рабовладения.
И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных:
рабы не считаются гражданами государства. Люди
от природы неравны, считает Аристотель: тот,
кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки,
не способен стать господином самого себя, не может воспитать в
себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели,
тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: