Аристотель о Душе
Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение
о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию
различных «уровней» души, выделяя растительную, животную
и разумную души. Низшая душа - растительная -
ведает функциями питания, роста и размножения, общими для
всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям
прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность
желания, т. е. стремление достичь приятного и избежать неприятного.
Разумная же душа, которой обладает из всех животных один
лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека
с растениями и животными, наделена высшей из способностей -
рассуждением и мышлением. У Аристотеля нет характерного для Платона
представления о низшем, телесном начале (и соответственно низших,
растительной и животной, душах) как источнике зла.
Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат,
служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум,
однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела.
Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного
бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм,
совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя,
который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире.
Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает
его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным
образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум -
лишь в очень малой степени.
Аристотель приходит к выводу,
что в человеке бессмертен только его разум: после смерти
тела он сливается с вселенским разумом.
Аристотелем завершается классический период в развитии
греческой философии. По мере внутреннего разложения греческих
полисов постепенно слабеет и их самостоятельность.
В эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - V в. н. э.),
в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих
городов Риму, меняется мировоззренческая ориентация философии:
ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека.
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: