Философия Аристотеля (3)
Важная
особенность аристотелевского учения о сущности
заключается в том, что хотя под бытием,
а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель
понимает отдельный предмет (индивид), однако сама
сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами:
чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной
сущности, сама же она - единый, неделимый и
невидимый носитель всех этих свойств -
то, что делает предмет «вот этим»,
не позволяя ему слиться с другими.
Как видим, характеристика бытия как единства,
неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у
Аристотеля; при этом неделимы как первичные
сущности «этот человек», так и сущности
вторичные: «человек», «живое существо».
Такое понимание также сталкивается с определенными
трудностями.
Ведь по исходному рассуждению сущность - начало устойчивости
и неизменности, а потому она может быть предметом истинного
знания - науки. В то же
время «вот этот» индивид в его «вотэтости»
как раз не может быть предметом всеобщего
и необходимого знания. С другой стороны,
общее понятие «человек»
является предметом знания, но в то же время «человек вообще»
не имеет самостоятельного существования,
это только отвлеченное понятие.
Тут возникает
проблема: единичное существует реально, но в своей
единичности не есть предмет науки; общее же является предметом
научного знания, но неясно, каков его статус как
бытия, - ведь Аристотель отверг учение Платона,
согласно которому общее (идея) имеет реальное
существование. Эта проблема обсуждалась не только в
античной, но и в средневековой и в новоевропейской
философии. На протяжении многих веков философы спорили
о том, что существует реально - единичное или общее?
Страниц в этом вопросе: 6
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
Реклама: