Феноменология (2)
Возникновение в начале XX в. феноменологии как определённого
идеалистического направления западной философии связано
с именем Э.
Гуссерля.
Исходным пунктом феноменологии было рассмотрение
внеопытных и внеисторических структур сознания,
которые обеспечивают его реальное функционирование и
совпадают с идеальными значениями, выраженными в
языке и психологических переживаниях. Гуссерль
рассматривает феноменологию как метод уяснения смысловых
полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик,
которые делают возможным восприятие объекта и другие формы
познания. Феноменология основывается на истолковании феномена
не как явления чего-то иного (например, сущности), а как того,
что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного
сознанию. Поэтому феноменология мыслится
у Гуссерля как интуитивное усмотрение
идеальных сущностей (феноменов),
обладающее непосредственной
достоверностью. Гуссерль настаивает на
самоочевидности переживания
истины, на самодостоверности созерцания феноменов,
в которых он выделяет различные слои: языковые оболочки;
многообразные психические переживания; предмет, мыслимый в
сознании; смысл - инвариантную структуру и содержание языковых
выражений. Феноменология обращается к последним двум
слоям, образующим интенциональную структуру сознания.
Интенциональность - изначальная характеристика сознания -
понимается как слитность последнего с его предметным
содержанием. Предметное бытие рассматривается Гуссерлем
не как нечто извне данное человеку, а как то, что уже включено
в структуру чистого сознания в качестве некоторых изначальных устремлений
к предмету - интенций. Предметное бытие, согласно феноменологии,
имманентно, внутренне присуще сознанию;
оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости к
сознанию. По Гуссерлю, предметное бытие и сознание коррелятивны
(соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в феноменологии
как двуединство, включающее в себя познавательные акты -
ноэзис и
предметное содержание -
ноэмы, которые по существу совпадают
с идеальными значениями.
Феноменология понимается Гуссерлем как наука об усмотрении
сущности, как философская «археология», ищущая априорные структуры
сознания.
Задача феноменологии -
в раскрытии смысла предмета, затемнённого разноречивым
мнением, словами и оценками. Обращение Феноменология
«
к самим предметам»
связано с её отказом от
натуралистической установки, противопоставляющей сознание
и бытие.
Феноменология, по Гуссерлю, имеет дело с организацией
сознания как такового, с априорными, надысторическими структурами
чистого сознания, которые составляют условия возможности эмпирического
и теоретического знания.
Предмет феноменологии - царство чистых
истин, априорных смыслов - как актуальных, так и возможных, как
реализовавшихся в языке, так и мыслимых.
Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия»,
как наука о чистых принципах сознания и знания,
как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия
мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер
их приложения. Познание рассматривается как поток сознания,
внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый
от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.
Идеальные сущности, по Гуссерлю, не существуют как мир платоновских
идей по ту сторону языковых выражений и психических переживаний,
а только «значат».
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: