Феноменология (4)
Выписка из учебника (сжато в 5 раз)
Термин «
феноменология» прочно вошел в философский лексикон.
Основоположником феноменологического течения был выдающийся
немецкий мыслитель
Эдмунд Гуссерль (1859-1938).
Начальный импульс для своих философских размышлений Гуссерль получил
от своего учителя математики Карла
Вейерштрасса,
с именем которого связано начало попыток свести основания математического
анализа в целом к прозрачным фундаментальным арифметическим понятиям.
Так сложилась программа арифметизации математики. Аналогичный процесс
происходил и в геометрии, где разрешение задач наведения
логического порядка ознаменовалось созданием неевклидовых геометрий.
Они возникли в ходе попыток довести до совершенства систему Евклида,
обосновав (доказав) постулат о параллельных линиях, исходя из аксиом,
лежащих в основании этой математической конструкции.
По ходу дела математические проблемы все больше «сливались»
с логическими, методологическими и общефилософскими, хотя бы уже потому,
что при разработке теории множеств, этого общего основания
математики, обнаружились логические парадоксы.
Первый цикл работ Гуссерля связан с
этими математическими проблемами,
требующими философского осмысления.
Главными из первых работ были
«Философия арифметики» (1891)
и двухтомник
«Логические исследования» (1900-1901).
Их теоретические установки настолько разнятся, что можно
говорить о двух этапах в развитии взглядов Гуссерля за это десятилетие.
Тем не менее имеется и нечто весьма важное,
что их друг с другом связывает. Это общее
положение сформулировано философом на первых страницах
«Логических исследований»:
«При таком состоянии науки, когда нельзя отделить
индивидуальных убеждений от общеобязательной истины, приходится
постоянно снова и снова возвращаться к рассмотрению
принципиальных вопросов».
Такова была
цель уже его первой публикации.
В «Философии арифметики» он искал «последние основания»,
на которых, по его мнению, должно стоять все здание арифметики -
если она и в самом деле является строгой наукой.
Поиск таких оснований Гуссерль ведет согласно рецептуре,
предложенной Декартом, выдвинувшим методологическую программу
обоснования знания посредством погружения его в испепеляющий огонь
универсального сомнения. Декарт надеялся
получить прочную и незыблемую опору знания в том,
что выдерживает любое сомнение. Действительное основание всякого
подлинного знания, по Декарту, должно быть самоочевидным.
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: