Феноменология (7)
Гуссерль тоже использовал генетический (не исторический!) подход к предмету,
исследуя конструктивную работу мысли в самом общем виде.
Даже тот весьма абстрактный материал, на котором этот процесс им изучается
вначале, - теоретическая арифметика, как оказывается в дальнейшем,
для него вовсе не обязателен. От этого фактического «наполнения»
тоже позволительно отвлечься. Ведь и сама арифметика в качестве науки
безразлична в отношении конкретных числовых примеров,
описывающих те случаи решения конкретных задач,
когда «практическому» человеку приходится что-либо считать!
Но что произойдет, если в определении науки вообще перенести центр тяжести с
объекта результата познания на метод познания?
Такая смена акцента заметна уже в предложенном Гуссерлем
определении науки как «систематического познания» объекта.
Отсюда только шаг до того, чтобы вообще рассматривать
сущность математики не «содержательно»,
не в ее результатах, не в том, что она так или иначе открывает
нашему взору идеальный «мир чисел», а в конструктивной деятельности
математического разума.
Этот шаг и был сделан в «Логических исследованиях»,
ознаменовавших другой подход к решению проблемы оснований знания.
Связь этой работы с предыдущей, однако, вовсе
не была только отвержением прежних представлений:
не стоит забывать, что «другой стороной» метода редукции уже был
продуктивный процесс - конструирования (конституирования) математических
понятий.
В «Логических исследованиях» Гуссерль отказывается от
теоретико-познавательного психологизма и наивного идеализма и
продолжает поиски очевидных оснований в ином направлении.
Если в «Философии арифметики» он стремился показать,
что искусственные (т. е. субъективные) образования сохраняют
связь с объективной первоосновой знания -
«числами самими по себе», то теперь вектор его научных интересов
направлен в противоположную сторону: ведь существование
«чисел самих по себе» им отвергнуто, и собственное прежнее
представление о мире чисел и природе арифметики он характеризует
как «наивный, почти детский» идеализм. Гуссерль считает,
что «содержание» понятия не обязано иметь объективного прообраза;
«понятие» вообще отличается от «предмета»
(конечно же, этот предмет - трансцендентальный)
лишь функционально, той ролью, которую то и другое
исполняют в сознании: предмет интереса и есть понятие предмета.
Все наличное в сознании он трактует как «просто содержание»,
т. е.
нечто нейтральное, безразличное к ответу на вопрос,
а что же стоит за этим содержанием «на самом деле».
Такая дискриминация основного вопроса философии стала отправным пунктом
зрелой феноменологической установки.
Рассуждения сначала идут примерно так же, как прежде при осмыслении
проблемы нуля: всякое понятие имеет содержание - поэтому есть содержание
и у понятия «несуществование»; оно может стать опредмеченным,
если, к примеру, обратить внимание на «отсутствие» того, что только
что было. Внимание же всегда связано с «интересом».
Последний - не что иное, как «зародыш» еще одного фундаментального
понятия феноменологии -
интенциональности,
нацеленности сознания на предмет, и интенционального акта,
в котором конституируются предметы. Теперь
Гуссерль смог объяснить, - причем совершенно по-другому,
чем в «Философии арифметики», - откуда берутся предметы;
точнее, как они образуются. В дальнейшем исследование этого
процесса образования, конституирования предметов, стало
главным делом феноменологов.
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: