Феноменология (5)
Способ, применив который Гуссерль в
«Философии арифметики» попытался достичь самоочевидных оснований
научного знания, был вместе с тем отмечен печатью модного
тогда теоретико-познавательного психологизма.
Автор пробует свести все понятия арифметики в конечном счете к
«
простым восприятиям», с которых должно начинаться всякое
подлинное знание.
С помощью такой редукции он надеялся не только согласовать друг
с другом, но и равным образом обосновать два факта,
контрастирующие друг другу: с одной стороны,
устойчивость и универсальность понятийных конструкций арифметики,
чисел, а с другой - многообразие и переменчивость практики счета.
Базисом математического знания он объявляет «первое впечатление»,
которое возникает в сознании при «столкновении» - нет, не с
чувственными предметами, как полагали философствующие эмпирики,
а с миром чисел
самих по себе!
По его мнению, нельзя сказать,
что человек сначала начинает считать чувственные объекты,
а потом изобретает числа (и вообще математику)
в качестве технического средства этих операций.
Напротив, человеческое сознание в акте интеллектуального созерцания
именно обнаруживает числа -
пусть они и предстают чувственному созерцанию в
«одеянии» чувственных объектов.
Сознание сразу отличает множество из
трех предметов от множества из пяти предметов:
второе больше, даже в том случае, когда те предметы,
которые составляют второе множество, меньше.
Правда, такого рода непосредственное впечатление числа сознание получает
только тогда, когда имеет дело с «простыми числами».
Большие числа сознание непосредственно переживать не
в состоянии: здесь оно вынуждено считать, для чего
использует «суррогаты», заместители числа в сфере знания,
изобретая приемы счета и системы счисления
(например, десятичную), которые предстают как методы
конструирования суррогатов больших чисел самих по себе.
Таким образом, сознание в случае арифметики и в самом деле
конструктивно; но конструирует оно не числа,
а их «заместителей», представителей мира чисел в сфере знания.
Иначе говоря, согласно Гуссерлю, во-первых,
есть разница между «самими числами» и понятиями чисел;
во-вторых, существует различие и между понятиями разных чисел:
понятия малых, простых чисел -
это «действительные понятия», а понятия больших чисел -
только «символические».
Сознание человека, следовательно, «
несовершенно»,
в том смысле, что непосредственно постигнуть,
пережить любое число человек не может:
ему приходится конструировать, чтобы быть способным считать;
а счет - единственный способ постижения больших чисел человеческим разумом.
Совершенное (абсолютное) сознание переживало бы,
распознавало «с первого взгляда» не только группы из двух,
трех и пяти объектов, но и любые множества: «Бог не считает!»
Арифметика как наука, которая занимается символическими
числовыми образованиями и приемами счета, таким образом,
компенсирует несовершенство («конечность») человеческого
сознания. Но сама задача подобной компенсации может возникнуть
только в том случае, если человек сознает собственную
ограниченность, - только тогда он начинает создавать искусственные
средства выхода за свои «естественные» пределы.
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: