Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Феноменология (3)

Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции, который включает в себя: (1) эйдетическую редукцию, т. е. отказ от любых утверждений об объективном существовании бытия, о пространственно-временной его организации, воздержание от любых суждений о реальном бытии и сознании (эпохе), и (2) трансцендентальную редукцию, т. е. исключение всех антропологических, психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущностей. На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологическим сознанием и наполняющего его смыслом. По Гуссерлю, сущность (эйдос) - инвариантная структура многообразных языковых суждений и переживаний, тождественность идеального значения, относящаяся не только к значениям актуально мыслимых объектов, но и к классу возможных объектов, к потенциально мыслимым значениям. Способ непосредств, усмотрения типического единства, объективно-идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой понимание феноменологии как науки о чистых возможностях, интенционально предначертанных в структуре чистого сознания. Трактовка Феноменология у Гуссерля претерпела ряд изменений. На первом этапе (<Логические исследования>, т. 1-2, 1900-01) критика психологизма привела к определению феноменологии как наукоучения, как строгой науки об универсальных, априорных структурах научного знания. Анализ этих структур приводит его к идее трансцендентальной феноменологии (<Идеи чистой феноменологии и феноменологическая философия>, т. 1, 1913; т. 2-3, опубл. 1950-1952) и к сближению с кантианством. Интерпретация истины как самоочевидности влечёт за собой интерес Гуссерля к картезианской (декартовской) точке зрения (<Картезианские медитации> и <Парижские доклады>, 1931) и построение варианта учения о чистом <Я> - <эгологии>. Если в работах этого периода Гуссерль видит задачу феноменологии в анализе структур чистого сознания, то в последний период своего творчества он во многом отказывается от первоначальных сугубо логических представлений о существе интенционального сознания и переходит на позицию, согласно которой теоретическое сознание укоренено в <жизненном мире>, в некоем универсальном поле дорефлексивных структур, которые оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практической деятельности (<Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология>, 1954). Именно эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной феноменологии, где с помощью метода феноменологии выявляются априорные структуры человеческого существования - такие, как страх, забота (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс, М. Мерло-Понти). Феноменологическая школа, пытавшаяся применить методы феноменологии в этике (М. Шелер), эстетике (Р. Ингарден), праве (Х. Конрад-Мартиус), психиатрии (Л. Бинсвангер), социологии (М. Натансон, А. Шютц, А. Фиркандт), педагогике (Т. Литт), идейно распалась в середине XX в.; её представители сохранили лишь приверженность к некоторым средствам феноменологического анализа сознания.

Страниц в этом вопросе: 8
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] - [6] - [7] - [8] -


Реклама: