Феноменология (3)
Феноменологическая установка достигается с помощью метода
редукции,
который включает в себя:
(1)
эйдетическую редукцию, т. е.
отказ от любых утверждений об объективном существовании бытия,
о пространственно-временной его организации, воздержание
от любых суждений о реальном бытии и сознании (эпохе), и
(2)
трансцендентальную редукцию, т. е.
исключение всех антропологических, психологических трактовок
сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания
сущностей. На этом пути достигается понимание субъекта познания
не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта,
как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологическим
сознанием и наполняющего его смыслом.
По Гуссерлю, сущность (
эйдос) -
инвариантная структура многообразных языковых суждений и
переживаний, тождественность идеального значения, относящаяся
не только к значениям актуально мыслимых объектов,
но и к классу возможных объектов, к потенциально мыслимым значениям.
Способ непосредств, усмотрения типического единства, объективно-идеальной,
идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой
понимание феноменологии как науки о чистых возможностях,
интенционально предначертанных в структуре чистого сознания.
Трактовка Феноменология у Гуссерля претерпела ряд
изменений.
На первом этапе (<Логические исследования>, т. 1-2, 1900-01)
критика психологизма привела к определению феноменологии как наукоучения,
как строгой науки об универсальных, априорных структурах научного
знания. Анализ этих структур приводит его к идее трансцендентальной
феноменологии
(<Идеи чистой феноменологии и феноменологическая философия>, т. 1,
1913; т. 2-3, опубл. 1950-1952)
и к сближению с кантианством. Интерпретация истины как
самоочевидности влечёт за собой интерес Гуссерля
к картезианской (декартовской) точке зрения
(<Картезианские медитации> и <Парижские доклады>, 1931)
и построение варианта учения о чистом
<Я> - <эгологии>.
Если в работах этого периода Гуссерль видит задачу
феноменологии в анализе структур чистого сознания,
то в последний период своего творчества он во многом отказывается
от первоначальных сугубо логических представлений о существе
интенционального сознания и переходит на позицию,
согласно которой теоретическое сознание
укоренено в <жизненном мире>,
в некоем универсальном поле дорефлексивных структур,
которые оказываются атмосферой и почвой как
теоретической, так и практической деятельности
(<Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология>, 1954).
Именно эта линия получила наибольшее развитие в
экзистенциальной феноменологии,
где с помощью метода феноменологии выявляются априорные
структуры человеческого существования - такие, как страх,
забота (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс, М. Мерло-Понти).
Феноменологическая школа, пытавшаяся применить методы
феноменологии в этике (М. Шелер),
эстетике (Р. Ингарден),
праве (Х. Конрад-Мартиус),
психиатрии (Л. Бинсвангер),
социологии (М. Натансон, А. Шютц, А. Фиркандт),
педагогике (Т. Литт), идейно распалась в середине
XX в.;
её представители сохранили лишь приверженность
к некоторым средствам феноменологического
анализа сознания.
Страниц в этом вопросе: 8
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
Реклама: