Философия жизни (2)
Биологически-натуралистическое
понимание жизни наиболее отчетливо выступает у
Ф. Ницше.
Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от
механизма, как «естественное» в
противоположность «искусственному»,
самобытное в противоположность сконструированному,
изначальное в отличие от производного.
Рациональное начало рассматривается здесь как особого вида болезнь,
свойственная роду человеческому; многих представителей этого
течения отличает склонность к примитиву и
культу силы.
Добро и зло, истина и ложь объявляются
«красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и
истиной оказывается то, что усиливает жизнь,
злом и ложью - то, что ее ослабляет.
Другой вариант философии жизни связан с
космологически-метафизическим истолкованием понятия
«жизнь»; наиболее выдающимся философом здесь является
А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую
энергию, витальную силу,
как «жизненный порыв» (
elan vital),
сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве
новых форм; биологическая форма жизни признается
лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными
ее проявлениями.
Поскольку субстанция психической жизни есть,
согласно Бергсону, время как чистая «длительность»,
текучесть, изменчивость, она не
может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования,
а достигается непосредственно - интуитивно.
Подлинное, т. е. жизненное, время Бергсон рассматривает
не как простую последовательность моментов, подобно последовательности
точек на пространственном отрезке, а
как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю
связанность, отличную от физической, пространственной
рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая
трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией:
именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии),
и теория познания французского философа.
Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем
к содержательным, от исследования природы знания к постижению
природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад
в философскую мысль.
Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии
жизни считали, что научно-систематическая форма
последних приобретена ценой
отказа от решения содержательных,
метафизических и
мировоззренческих проблем. В
отличие от этих направлений философия жизни стремится создать
новую метафизику с жизненным началом в основе и
соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания.
Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации,
не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий,
в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие
с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые
были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем
бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов
принимает во внимание только одну сторону живой целостности.
Жизненная реальность постигается непосредственно,
с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь
предмета, чтобы слиться с его индивидуальной,
следовательно, невыразимой в общих понятиях природой.
Интуитивное знание, таким образом, не предполагает
противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив,
оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон,
в основе которого лежит одно и то же жизненное начало.
По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего
и необходимого характера, ему невозможно научиться, как
учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению
действительности.
Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти
адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип
миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у
Ницше. Это миросозерцание можно назвать
неоязычеством. В
основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной
стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей
по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской
философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить
человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться
жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве;
подлинный героизм он усматривал не в противлении
судьбе, не в попытках «перехитрить» рок, а в приятии его,
в
amor fati - трагической любви к судьбе.
Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия
христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и
сострадания; эта мораль, как он убежден,
направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие
и упадок.
Жизнь есть борьба, в которой побеждает
сильнейший.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: