Ницше о "воле к власти" и "сверхчеловеке" (2)
Естественный порядок вещей таков, считает Ницше, что
сильные
должны господствовать,
слабые - подчиняться.
Иногда его философию
понимают так, будто он хотел сказать, что сильные должны жить,
а слабые умереть. Но такое «дарвиновское» истолкование его
идей не соответствует реальной позиции Ницше. Он не отрицает реальности
«дарвиновской» борьбы за существование, но полагает,
что она происходит «как исключение; общий вид жизни есть
не нужда, не голод, а, напротив, богатство,
изобилие, даже абсурдная расточительность, -
где борются, там борются за власть».
Иными словами, в мире есть место для всех, как для
слабых, так и для сильных. Но дело в том, что
слабые не хотят быть в подчинении у сильных. Они ненавидят
их «благородство» и берут числом, сбиваясь в стаи и
научаясь побеждать незаурядных одиночек. В непонимании этого обстоятельства,
считал Ницше, главная ошибка Ч. Дарвина, который был убежден, что
именно сильные всегда должны брать верх над слабыми.
Для подавления сильных слабые разрабатывают нормы стадной морали,
в которой центральное место отводится понятию сострадания. Признание
ценности сострадания побуждает к поддержанию слабых и нежизнеспособных.
Иное поведение считается безнравственным. Для поддержания этой
противоестественной системы нравственности необходимо ввести
представление о сверхъестественных ценностях, а именно о
справедливом трансцендентном творце и загробном мире:
«Понятие «Бог» выдумано как противоположность понятию жизни...
Понятия «по ту сторону», «истинный мир»
выдуманы, чтобы обесценить единственный мир,
который существует... Понятия «душа», «дух»,
в конце концов даже «бессмертная душа»
выдуманы, чтобы презирать тело, чтобы сделать
его больным - «святым»...
И всему этому верили как морали».
В конце XIX в. многим интеллектуалам казалось, что христианство доживает
свой век.
В этом отношении Ницше не был исключением.
Но именно он смог выразить это убеждение емкой
формулой о смерти Бога.
Сомнения в реальности
трансцендентных ценностей, по Ницше, не могут
не иметь серьезных последствий для европейской цивилизации,
которая даже в своих секулярных формах, к
примеру в изобретенных ею демократических институтах
или в актуальных для XIX в. социалистических учениях,
зависит от христианских мифологем.
На смену
традиционных
идей неизбежно приходит
нигилизм.
Но нигилизм, доказывал
Ницше, не должен нести тотальное разрушение. Он
должен стать отправной точки для полной
переоценки ценностей.
Это будет крайне болезненный процесс, сопровождающийся страшными
социальными катастрофами:
«Когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий,
у нас будут сотрясения, судороги землетрясения,
перемещение гор и долин, какие никогда не снились...
все формы власти старого общества взлетят в воздух -
они покоятся все на лжи: будут войны,
каких еще не было на земле».
Но в итоге этот процесс приведет к восстановлению естественного
положения вещей, к признанию необходимости возвышения жизненных
сил, а не их уничтожения.
Иллюстрацией новых ценностей, считает Ницше, должно стать
понятие «
сверхчеловек».
Сверхчеловек -
это человек «великого здоровья»,
преодолевший иллюзии, отказавшийся от условностей,
главной из которых является представление о сострадании как глубинной
сути морали, и направивший свои силы на физическое и духовное
преображение.
Трудно спорить, что это достаточно общие слова,
под которые можно подвести самые разные моральные характеры. Но хотя Ницше
и впрямь не спешил конкретизировать понятие сверхчеловека,
он все же давал понять, что главное в нем - противоположность
«добрым людям»,
христианам и прочим нигилистам, т. е.
истребление привычной морали, и что в сверхчеловеке
можно скорее увидеть бессердечного тирана, чем кроткого праведника.
Вообще, сверхчеловек «сверхчеловечен...
именно в отношении добрых, добрые и праведные
назвали бы сверхчеловека дьяволом».
Такими рассуждениями можно легко напугать любого добропорядочного читателя.
Но Ницше этого и добивается.
С другой стороны, бояться сверхчеловека, уверен Ницше,
можно лишь при извращенном понимании жизни. Опасного в нем
ровно столько, сколько опасного в самой реальности.
Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит
в себе все, что есть в ней страшного и загадочного,
и «постигает реальность, как она есть», а не в ее затуманенном
ложными идеями облике.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: