Метафизика Шопенгауэра (3)
Очевидно, что «вечное око мира» нетождественно конечным субъектам,
представляющим мир в пространстве и времени, хотя эти субъекты,
как мы увидим, в каком-то смысле могут вставать на его
точку зрения. Но у них есть и нечто общее: созерцаемые
ими предметы, будь то идеи или пространственно-временные
феномены, не существуют сами по себе, а зависят
от субъектов, которые, в свою очередь, не могут
рассматриваться как подлинные субстанции, т. е. как самостоятельные
сущности, и за ними может быть признано лишь
коррелятивное объектам существование. Все это,
по Шопенгауэру, означает, что весь наличный
мир есть не более чем иллюзия, длинное
сновидение. Вечное око мира,
писал Шопенгауэр, это «
единое существо», видит «великий сон»,
который снится ему так, что «вместе
с ним его видят и все участники сновидения».
Но если сон «
мирового духа» являет ему умиротворяющую картину мира
идей как непосредственных объективаций воли, где царит
гармония и порядок, то долгие сновидения конечных
субъектов, называемые ими реальной жизнью, воистину
кошмарны.
Жизнь, считает Шопенгауэр, есть череда страданий,
сменяющих друг друга. Страдают, правда, только существа,
наделенные интеллектом.
Но онтологические причины страданий
пронизывают все сущее и коренятся в «принципах индивидуации» -
пространстве и времени. Пространство создает условия
для неограниченного умножения индивидов, соответствующих той или
иной вечной идее. Но идей много, и в такой ситуации неизбежно
возникает проблема нехватки материи, решающаяся в сражении
всех против всех. Борьба за существование порождает
вытеснение примитивных форм более высокими, целую серию природных
революций, приводящих сначала к появлению жизни, а потом
и высшей объективации мировой воли
(которую в силу ее направленности
можно называть волей к жизни) -
человека.
Сила человека - в его мощном интеллекте. Интеллект вообще находится
на службе волевых устремлений, и чем он сильнее,
тем успешнее обладающее им существо может бороться за выживание. С
другой стороны, уровень развития интеллекта прямо пропорционален
степени чувствительности субъекта к бедствиям и страданиям. Получается,
что самое жизнеспособное из всех существ - человек в наибольшей степени
осознает тягостность своего существования.
Шопенгауэр считает это не парадоксом,
а закономерным следствием
укорененности мира в иррациональной воле. Такая воля не
может не порождать страдание, и ее сущность должна ярче
всего проявляться в ее высшем творении - человеке. Конечно,
Шопенгауэр
понимает, что, будучи разумным существом, способным предвидеть
будущее, человек может попытаться
облегчить
свою жизнь и
минимизировать
страдания. Одним из средств достижения этой цели является
государство, а также материальная и правовая
культура.
Шопенгауэр не отрицает, что развитие промышленности и другие
культурные факторы приводят к смягчению нравов и уменьшению насилия.
Но сама природа человека
препятствует
его всеобщему счастью.
Ведь счастье
или удовольствие, по Шопенгауэру, - чисто негативные понятия.
Удовольствие всегда связано с прекращением страдания. Иными
словами, человек может быть счастлив лишь в момент
освобождения
от каких-то тягот. А если в его жизни вообще не остается тягот,
то на их месте воцаряется омертвляющая
скука, сильнейшее из всех
мучений. Иными словами, любые усилия сделать людей счастливыми
обречены на
провал, и они
лишь затемняют их истинное призвание.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: