А. Бергсон
Анри
Бергсон -
представитель философии жизни -
был наиболее известным и влиятельным из всех
французских философов первой половины XX века.
Движущей силой его рассуждений предстает контраст между
«результатом» познания -
теориями и понятиями -
и живой действительностью. Его стратегической
идеей
является необходимость «дополнить теорию познания теорией жизни».
«Жизнь» Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной
реальности.
Бергсон считает, что «жизнь» ускользает от нас только потому,
что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами,
что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом.
Теоретическая реконструкция «жизни» невозможна -
вот в чем Бергсон совершенно уверен.
Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только
с помощью
интуиции, поскольку жизнь мы переживаем
и, значит, способны воспринять непосредственно.
Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону,
и является интуиция.
Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы,
традиционно считавшиеся философскими.
Философию жизни Бергсона называют еще
интуитивизмом
Бергсона,
рассматривая его как представителя интуитивизма -
течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное
средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи
многим философам и философским направлениям прошлого,
как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX
веков, будучи
разновидностью иррационализЪма.
Интуицию Бергсон противопоставляет
интеллекту,
трактуя его как орудие оперирования с «мертвыми вещами» -
материальными, пространственными объектами.
«Интеллект, -
утверждает он, -
характеризуется естественным непониманием жизни».
В физике, например, утверждает Бергсон, время -
это не «настоящее» время. Чувствуя это, мы должны
обратиться к характеристикам «истинного» времени.
Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную
работу - «Длительность и одновременность»,
в которой он разбирает физическое понятие времени как оно
представлено в специальной теории относительности. Бергсон
утверждает, что под научным понятием времени -
«опространствленным», «ненастоящим» -
есть «реальная длительность»,
которая «нами испытывается».
Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона,
в соприкосновение с «истинной природой жизни».
«Сущностью» мира для Бергсона есть
«время», но это «качественное»,
«живое» время радикально отличается от механическо-физического
времени.
Бергсон разработал специфическую концепцию развития,
названную им «творческой эволюцией».
Настаивая на том, что «настоящая»
эволюция есть «творчество»,
Бергсон как бы застывает на этой констатации,
лишь украшая и разнообразя ее терминологически -
например, заменяя термин «творческая эволюция»
термином «длительность»
или словосочетанием «жизненный порыв».
Он абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную.
Скорее всего она является натурфилософской, поскольку
в ней использован стандартный прием натурфилософов -
субстанционализация термина.
В своей последней крупной философской работе «Два
источника морали и религии» Бергсон выделяет два типа
общества и соответственно два типа морали:
закрытая и
открытая.
«
Замкнутое общество» -
это возникшее на основе принуждения с целью
сохранить целостность и устойчивость существующей социальной
структуры. В отличие от «замкнутого общества»,
созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и
враждебные друг другу группы индивидов, «
открытое общество»
должно объединять все человечество и строиться на любви,
взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва»,
раскрывающего перед избранными
личностями мир свободы и любви,
бесконечно превосходящий механизм «замкнутого общества».
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: