Метафизика Шопенгауэра (6)
Тема посмертного существования всерьез занимала Шопенгауэра. Он решительно
отрицал возможность сохранения после разрушения тела так называемого
«тождества личности», т. е.
индивидуального «Я» со всеми его воспоминаниями.
Категоричность объяснялась тем, что Шопенгауэр привязывал
интеллектуальные качества личности к физиологическим процессам
в мозге. Разрушение мозга при таком подходе означает
полное уничтожение личности. С другой стороны,
«умопостигаемый характер» каждого человека (его уникальная воля как
вещь в себе) не подвержен тлению. Значит, он сохраняется после
распада тела, и с внешней точки зрения все выглядит так,
будто он какое-то время существует без интеллекта:
воля к познанию, конечно, остается, но нереализованной. Однако
со временем этот характер оказывается в новой интеллектуальной
оболочке.
С эмпирической точки зрения новая личность предстает совершенно
отличной от старой. Отчасти так оно и есть - это пример того,
как время может быть принципом индивидуации. И все же связь этих
личностей несомненна.
Шопенгауэр, правда, отказывается говорить о
метемпсихозе, т. е. «переходе целой так называемой души в другое
тело», предпочитая именовать свою теорию «палингенезией»,
под которой он понимал «разложение и новообразование индивида,
причем остается пребывающей лишь его воля, которая,
принимая образ нового существа, получает новый интеллект».
Теперь вопрос о самоубийстве действительно проясняется. Обычный самоубийца
отрицает жизнь, но не волю к жизни. Поэтому его
умопостигаемый характер вскоре вновь проявляет себя. Аскет
же методично давит волю к жизни и выпадает из колеса перерождений.
Но что ждет человека после отрицания воли к жизни? Это,
конечно, труднейший вопрос. Ясно лишь, что, хотя на
первый взгляд аскет ведет жизнь полную страданий и
даже сознательно стремится к ним, она не исчерпывается страданиями,
ибо «тот, в ком зародилось отрицание воли к жизни...
проникнут внутренней радостью и истинно небесным покоем».
Можно поэтому предположить, что полное угасание воли к
жизни зажжет новый, непостижимый свет в умопостигаемом
характере человека. Состояние, возникающее после отрицания
воли к жизни, можно было бы описать как «экстаз, восхищение,
озарение, единение с Богом».
Собственно же философский ответ на вопрос о состоянии воли после ее угасания
состоит в том, что его надо мыслить как
Ничто.
Тем не менее именно философия показывает возможность трактовки этого Ничто
не в абсолютном, а в относительном смысле, равно как и использования
иллюминативного опыта для его характеристики. Ведь мир
как вещь в себе не целиком тождествен воле к жизни.
Если бы это было так, ее отрицание давало бы чистое Ничто.
На деле вещь в себе именуется волей лишь по самому
непосредственному ее проявлению. Так что у нее могут
быть и другие свойства, и угасание воли к жизни может приводить
к их обнаружению.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: