Метафизика Шопенгауэра (4)
Но в чем состоит это
истинное призвание? В
отрицании воли,
считает Шопенгауэр. Человек - единственное существо, которое может
пойти наперекор естественному ходу событий, перестать быть игрушкой
мировой воли и направить эту волю против нее самой.
Возможность человека взбунтоваться против воли не есть какая-то
случайность. Хотя проявления воли законосообразны,
сама воля безосновна, а значит, свободна и в принципе может
отрицать себя. Но, прежде чем отшатнуться от себя,
она должна увидеть свою темную сущность. Человек выступает
своего рода зеркалом мировой воли, и именно через человека происходит
самоотрицание последней. Как высшая объективация свободной воли,
он оказывается в состоянии нарушать естественный закон причинности и
являть свободу в мире, где ее
существование кажется почти невозможным.
Отказ от воли может принимать
различные формы.
Первой
и наиболее эфемерной из них оказывается
эстетическое созерцание.
Человек, находящийся в состоянии подобного созерцания,
временно освобождает интеллект от служения интересам своей воли,
выходит из пространственно-временной сферы индивидуализированного
существования и представляет вещи в их сущностной форме, как идеи.
Переход на эстетическую, незаинтересованную, но сопровождающуюся
особыми чистыми удовольствиями позицию может произойти в любой
момент, так как все вещи причастны идеям и могут быть
предметом эстетической оценки. Но более всего пригодны для этого
произведения искусства,
продуцируемые именно для облегчения эстетического
созерцания. Они создаются гениями, людьми, обладающими
избытком интеллектуальных способностей
и поэтому не только легко переходящими
от созерцания вещей к созерцанию идей, но и могущими
воспроизводить результаты этих созерцаний в форме,
облегчающей такие созерцания у других людей.
Еще
более радикальное,
чем в случае эстетического созерцания, преодоление
мира индивидуации демонстрирует, по Шопенгауэру,
моральное сознание. Главным и по существу единственным источником
морали он считает сострадание. Сострадание есть такое состояние,
при котором человек принимает страдания другого как свои.
Метафизически объяснить сострадание можно лишь при предположении глубинного
единства всех людей в мировой воле. В самом деле, принимая страдания
другого как свои, я словно предполагаю, что на сущностном уровне
не отличаюсь от другого, а совпадаю с ним.
Осознание этого обстоятельства разрушает эгоизм, характерный для
установки на реальность индивидуальных различий.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: