Метафизика Шопенгауэра (5)
Шопенгауэр пытается показать, что сострадание
является фундаментом
двух основных
добродетелей -
справедливости и человеколюбия. Человеколюбие подталкивает субъекта к
деятельному облегчению страданий других людей, а справедливость
оказывается эквивалентной требованию не причинять им страданий,
т. е. не наносить им вреда. Все
остальные добродетели
вытекают из этих двух.
На первый взгляд трактовка Шопенгауэром морального поведения и его
высокая оценка добродетельной жизни плохо гармонирует с
его рассуждениями о необходимости отрицания воли к жизни.
Ведь нравственный человек облегчает страдания других людей, т. е.
стремится к тому, чтобы сделать их счастливыми, тем самым
способствуя воле к
жизни, а вовсе не пресекая ее устремления.
Шопенгауэр, однако, считает, что именно нравственный человек
в полной мере может осознать глубину и неизбежность страданий
разумных существ. Эгоист может как-то выстроить собственное
благополучие и, забыв об ужасах жизни других,
твердить об оптимизме.
Для нравственного человека эта возможность
полностью закрыта.
Рано или
поздно он должен встать на
позицию философского пессимизма и осознать необходимость более решительных
действий по освобождению себя и других из круговорота жизненных бедствий.
Суть этого радикального пути выражает
аскетическая
практика человека,
т. е. его борьба с собственной индивидуальной волей через
ограничение функционирования ее объективации, а именно тела
и его органов.
Чистейшим раскрытием воли к
жизни Шопенгауэр называет «сладострастие в акте совокупления».
Поэтому первым шагом на пути самоотрицания воли является
целомудрие.
Борьба с этой
волей должна состоять в систематическом подавлении телесных побуждений.
Следующий шаг аскетизма после усмирения полового
инстинкта - «добровольная и преднамеренная
нищета».
В идеале же аскет должен уморить себя голодом.
Уморение голодом - единственный вид самоубийства, который
готов признать Шопенгауэр. Вопрос о
правомерности
самоубийства
естественно возникает при рассмотрении его учения. На
первый взгляд Шопенгауэр должен приветствовать и другие его разновидности.
Ведь если тело коррелятивно индивидуальной воле, то простейший способ
отрицания воли - немедленное прекращение существования тела.
Но Шопенгауэр не разделяет такой позиции.
«Классическое» самоубийство он называет «шедевром Майи»,
хитрым обманом мировой воли. Дело в том,
что самоубийца отказывается
не от воли к жизни,
а только
от самой жизни.
Он любит жизнь, но что-то
в ней не удается, и он решает свести с ней счеты.
Подлинный же нигилист ненавидит жизнь и поэтому не спешит с
ней расстаться.
Это звучит парадоксально, но ситуацию может прояснить
учение Шопенгауэра о
посмертном существовании.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: