Метафизика Шопенгауэра (5)
  
Шопенгауэр пытается показать, что сострадание 
является фундаментом 
двух основных 
добродетелей - 
справедливости и человеколюбия. Человеколюбие подталкивает субъекта к 
деятельному облегчению страданий других людей, а справедливость 
оказывается эквивалентной требованию не причинять им страданий, 
т. е. не наносить им вреда. Все 
остальные добродетели 
вытекают из этих двух.
На первый взгляд трактовка Шопенгауэром морального поведения и его 
высокая оценка добродетельной жизни плохо гармонирует с 
его рассуждениями о необходимости отрицания воли к жизни. 
Ведь нравственный человек облегчает страдания других людей, т. е. 
стремится к тому, чтобы сделать их счастливыми, тем самым 
способствуя воле к 
жизни, а вовсе не пресекая ее устремления. 
Шопенгауэр, однако, считает, что именно нравственный человек 
в полной мере может осознать глубину и неизбежность страданий 
разумных существ. Эгоист может как-то выстроить собственное 
благополучие и, забыв об ужасах жизни других, 
твердить об оптимизме. 
Для нравственного человека эта возможность 
полностью закрыта. 
Рано или 
поздно он должен встать на 
позицию философского пессимизма и осознать необходимость более решительных 
действий по освобождению себя и других из круговорота жизненных бедствий. 
Суть этого радикального пути выражает 
аскетическая 
практика человека, 
т. е. его борьба с собственной индивидуальной волей через 
ограничение функционирования ее объективации, а именно тела 
и его органов. 
Чистейшим раскрытием воли к 
жизни Шопенгауэр называет «сладострастие в акте совокупления». 
Поэтому первым шагом на пути самоотрицания воли является 
целомудрие. 
Борьба с этой 
волей должна состоять в систематическом подавлении телесных побуждений. 
Следующий шаг аскетизма после усмирения полового 
инстинкта - «добровольная и преднамеренная 
нищета». 
В идеале же аскет должен уморить себя голодом. 
Уморение голодом - единственный вид самоубийства, который 
готов признать Шопенгауэр. Вопрос о 
правомерности 
самоубийства 
естественно возникает при рассмотрении его учения. На 
первый взгляд Шопенгауэр должен приветствовать и другие его разновидности. 
Ведь если тело коррелятивно индивидуальной воле, то простейший способ 
отрицания воли - немедленное прекращение существования тела. 
Но Шопенгауэр не разделяет такой позиции. 
«Классическое» самоубийство он называет «шедевром Майи», 
хитрым обманом мировой воли. Дело в том, 
что самоубийца отказывается 
не от воли к жизни, 
а только 
от самой жизни. 
Он любит жизнь, но что-то 
в ней не удается, и он решает свести с ней счеты. 
Подлинный же нигилист ненавидит жизнь и поэтому не спешит с 
ней расстаться. 
Это звучит парадоксально, но ситуацию может прояснить 
учение Шопенгауэра о 
посмертном существовании. 
 
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
 
	Реклама: