Философия жизни (3)
В лице Ницше и других философов жизни
европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем
бестрагичной безрелигиозности, а также против своих
христианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания,
которые давно были им утрачены.
Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый
Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом
и другими, был воспринят представителями символизма конца
XIX - начала XX в.:
Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным,
А. А. Блоком, А. Белым,
а впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром.
Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы,
«любовь к судьбе»
оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния
со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ
экстаза формирует сознание, для которого высшим
жизненным состоянием становится опьянение -
все равно чем -
музыкой, поэзией, революцией, эротикой.
Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия
жизни в своих крайних формах пришла к
отрицанию
всякого систематического способа рассуждения
(как не соответствующего жизненной реальности)
и тем самым к отрицанию философии, ибо
последняя не может обойтись без осмысления бытия
в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий.
В XX в. появляются попытки преодолеть не только
психологизм философии жизни и дать новое, лишенное
иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология
Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм,
для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу.
На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм,
понимание человека как индивида сменяется
пониманием его как личности.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: