Метафизика Шопенгауэра (1)
На формировании философии жизни сказалось
влияние философии Артура
Шопенгауэра
(1788-1860).
Артур Шопенгауэр родился в Данциге (ныне Гданьск)
в 1788 г. Уже на 17-м году жизни, вспоминал он,
«безо всякой школьной учености я был так же охвачен чувством
мировой скорби, как Будда в своей юности, когда он
узрел недуги, старость, страдание, смерть». Размышляя о
бедствиях мира, Шопенгауэр пришел к выводу, что
«этот мир не мог быть делом некоего всеблагого существа, а несомненно -
дело какого-то дьявола, который воззвал к бытию твари для
того, чтобы насладиться созерцанием муки.»
Этот крайне пессимистичный взгляд вскоре
был модифицирован Шопенгауэром
в том плане, что он стал утверждать: хотя
разнообразные бедствия неразрывно связаны с самим
существованием мира, сам этот мир есть лишь
необходимое средство для достижения «высшего блага».
Мир, по Шопенгауэру, существует
двояко:
в качестве
представления и в
качестве
вещи в себе.
Мир как
представление - это мир, как он
является человеческому субъекту, накладывающему на сущность мира как
вещи в себе априорные формы чувственности и рассудка, а именно пространство,
время и рассудочный закон причинности.
Но мир есть не только представление, он есть что-то и сам по себе.
Выход к
вещи в себе находится в самом человеке.
Ведь человек известен себе не только извне, но и изнутри.
Извне он предстает как тело, сложно устроенный биологический механизм
с множеством органов и функций. В других людях мы видим только эту
внешнюю оболочку. Но в самих себе мы замечаем нечто большее.
Каждый из нас замечает, к примеру, что движение его рук
и других частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием.
Подобные состояния именуются волевыми актами. Их
нельзя созерцать с помощью внешних чувств,
они не находятся в пространстве.
Шопенгауэр был уверен, что осознание
всех этих обстоятельств позволяет понять,
что телесные движения -
это так называемые объективации
актов воли.
Последние вовсе не являются причинами этих
движений, как иногда ошибочно утверждается.
Они -
те же самые движения, только
рассмотренные изнутри, сами по себе.
Одним словом, вещи в себе, если о них вообще можно говорить,
должны быть описаны в терминах воли. Непосредственный выход к
вещи в себе каждый из нас находит лишь в самом себе.
Но вполне оправданно предположение, что и другие вещи, а
не только наше тело, имеют свое сущностное бытие, волевую природу.
Более того, гармоничное устройство мира позволяет говорить об его единой
сущности, которую можно охарактеризовать как
мировую волю.
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
Реклама: